Великая Отечественная война. Вероломное нападение гитлеровской Германии
на СССР резко изменило характер работы железнодорожного транспорта.
Железные дороги обеспечивали массовые перевозки, связанные с
мобилизацией и сосредоточением войск, с перестройкой на военный лад
всего народного хозяйства, выполняли огромные перевозки по
перебазированию промышленности и эвакуации населения.
На Урал, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию с июля по ноябрь 1941 г.
были эвакуированы более 18 млн. чел., более 2500 промышленных
предприятий, учреждений и организаций. Объем эвакуационных перевозок в
общей сложности составил около 1,5 млн. вагонов.
В процессе развертывания и сосредоточения вооруженных сил главным
образом железнодорожным транспортом были доставлены свыше 290 стрелковых
дивизий, около 100 стрелковых бригад и свыше 2 млн. чел. маршевых
пополнений.
Огромного напряжения сети путей сообщения потребовало транспортное
обеспечение стратегических наступательных операций советских войск.
Успех этих операций стал возможен благодаря своевременной доставке из
глубины страны боеприпасов, горючего, продовольствия и других средств.
Общий объем перевозок в период подготовки решающих стратегических
операций составил 1 млн т. Более 95% таких перевозок выполнили
железнодорожники, организовавшие пропуск эшелонов с войсками и техникой
со скоростью 800-1000 км/сут.
Высоких производственных показателей железнодорожники добивались в
условиях, когда работа дорог осложнялась не только острой нехваткой
материальных и трудовых ресурсов, но и жесточайшими воздушными налетами
фашистских самолетов. Социалистический железнодорожный транспорт, его
труженики не просто выстояли, но и сумели увеличить интенсивность и
размеры перевозок, бесперебойно обеспечивали фронт и тыл всем
необходимым.
Буржуазные идеологи называли впоследствии "чудом поразительным и
невероятным" тот факт, что, потеряв в первые месяцы войны 40%
железнодорожной сети, транспортная система СССР оказалась способной
обеспечить потребности в перевозках фронта и тыла.
Этого не могли не признать и союзники СССР по антигитлеровской коалиции:
"...С помощью железных дорог русские осуществляли стратегическое
сосредоточение и переброску одной или нескольких армий в невероятно
короткие сроки... Используя железнодорожный транспорт, русским удалось
ошеломить немецкое командование, так как подобная быстрота перевозок по
железным дорогам шла вразрез с имеющимся опытом...".
фашисты разрушили 65 тыс. км пути, 19 тыс. мостов, свыше 4100 станций,
взорвали и угнали в свой тыл около 16 тыс. паровозов и свыше 400 тыс.
вагонов. Огромные потери понесли и другие виды транспорта.
Казалось, потребуется не одно десятилетие, чтобы поднять страну из руин,
но советский народ, руководимый Коммунистической партией, проявил не
только воинскую доблесть, но и чудеса трудового героизма. Значительные
работы по восстановлению железных дорог проводились во время войны.
Воины-железнодорожники и спецформирования НКПС в общей сложности
восстановили 115 тыс. км главных и станционных путей, около 2800 больших
и средних мостов. Осуществлялось и новое железнодорожное строительство.
За годы войны было построено около 10 тыс. км новых линий, в том числе:
Печорская магистраль (Коноша - Кожва), Волжская рокада (Свияжск -
Ульяновск - Сызрань - Саратов - Волгоград), а также Кизляр - Астрахань,
Сорокская - Обозерская, западное полукольцо Москвы (Михнево - Столбовая
- Бекасово - Кубинка).
На восстановление и развитие железнодорожного транспорта было выделено
22,5 млрд. руб., или 16% всех капитальных вложений в народное хозяйство.
p.s.
При копировании материалов и фотографий активная ссылка на сайт обязательна.