Курс на индустриализацию страны, принятый на XIV съезде ВКП(б),
обеспечивал СССР экономическую самостоятельность, оберегающую страну от
превращения в придаток капиталистического мирового хозяйства.
За годы первой пятилетки было введено в эксплуатацию 5420 км новых
железнодорожных линий. Несмотря на невыполнение заданий первого
пятилетнего плана, железные дороги за эти годы значительно укрепили свою
материально-техническую базу. Возникший еще в дореволюционный период
проект соединения кратчайшим рельсовым путем Сибири с Туркестаном не раз
служил предметом обсуждения и нескольких специальных обследований Район
проектируемой линии, по площади равный Франции и Италии вместе взятым,
рассматривался как весьма перспективный для развития добывающей и
обрабатывающей промышленности, а также сельскохозяйственного
производства. На совещании по плану строительства 1916 г. линия
Семипалатинск - Пишпек была признана первоочередной. Однако в то время
проект не был осуществлен, так как требовал вложения очень крупного
капитала.
В послереволюционные годы вопрос о сооружении этой линии был решен, и с
1924 г. начались проектно-изыскательские работы. Завершение в 1930 г.
строительства Туркестано-Сибирской магистрали протяженностью более 1450
км-крупнейшей стройки первой пятилетки - имело большое хозяйственное и
политическое значение. Непрерывное наращивание перевозочного потенциала
железных дорог продолжалось в период второй и третьей пятилеток, хотя и
в эти годы плановые задания полностью не были выполнены.
Вступила в эксплуатацию железнодорожная магистраль Москва - Донбасс. С
постройкой железной дороги Брянск - Вязьма страна получила новый выход
из Донбасса в Ленинград. Линии Петропавловск - Караганда и Целиноград (Акмолинск)
- Карталы обеспечили вывоз каменного угля из Карагандинского бассейна.
Линия Обь - Инская - Проектная - Новокузнецк соединила кратчайшим путем
Урал с Кузбассом.
Для резервирования мест и продажи билетов на поезда дальнего
следования в Московском железнодорожном узле действует система
"Экспресс-2", к которой подключены аналогичные системы Ленинграда, Киева
и других крупных железнодорожных узлов
Средний
ежегодный прирост железнодорожной сети составил 1500 км. В эти же годы
построены крупнейшие сортировочные станции сетевого значения: Челябинск,
Инская, Батайск, Дебальцево, Основа и др. К концу 1940 г. протяженность
электрифицированных участков достигла 1865 км.
Для рассматриваемого периода характерны небывалые в мировой практике
темпы роста объема перевозок, что стало возможным благодаря коренной
технической реконструкции производственной базы страны, включая и
транспорт, в ходе претворения в жизнь решений XIV, XV и XVI съездов
Коммунистической партии.
Всего за период с 1918 г. до начала Великой Отечественной войны
капитальные вложения в железнодорожный транспорт составили около 4,6
млрд. руб., или 10,4% всех капиталовложений в народное хозяйство. За
годы предвоенных пятилеток было построено более 13 тыс. км новых линий.
В годы первой пятилетки были построены мощные паровозы серий ФД и ИС, во
второй пятилетке - экономичные паровозы серии СО. Мощность построенных
за годы предвоенных пятилеток паровозов более чем в 2 раза превысила
мощность паровозов, построенных в дореволюционной России. Отечественная
промышленность освоила производство электровозов серий CСl1, ВЛ19 и
ВЛ22. В 1935 г. начато оборудование автосцепкой типа СА-3 грузовых
вагонов, а в 1937 г.- пассажирских.
Подвижной состав советских железных дорог был самым молодым в мире, что
в немалой степени определило высокие показатели его использования в
период войны и первые послевоенные годы.
p.s.
При копировании материалов и фотографий активная ссылка на сайт обязательна.