Начало строительства
рельсовых дорог в России относится к XVIII в., когда появились первые
такие Дороги при русских заводах. Первая чугунная дорога для конной тяги
была построена на Алтае горным инженером П. К. Фроловым в 1808-1810 гг,
а крепостными заводчиков Демидовых - А. Черепановым и его сыном М. Е.
Черепановым - первая паровая рельсовая дорога длиной 3,5 км в 1834 г.
Несложная техника перевозки грузов и пассажиров по водным путям и
грунтовым дорогам, веками удовлетворявшая потребности России, уже в
начале XIX в. стала тормозом на пути экономического и
социально-политического развития страны. Появление машинной транспортной
техники в Англии нашло живой отклик в России. Этому способствовали
объективные условия - острая нужда огромной страны в более совершенных
средствах транспорта, а также развивавшиеся в тот период связи между
русскими и зарубежными учеными, инженерами и техниками.
На открытии Ливерпуль-Манчестерской железной дороги 15 сентября 1830 г.
представителем от России был профессор Института корпуса инженеров путей
сообщения Г. Ламе. Новый вид механического транспорта стал предметом
серьезного обсуждения в прогрессивных промышленных кругах России.
Профессор физики Петербургского университета Н. П. Щеглов с 1830 г.
возглавил редакцию газеты "Северный муравей", на страницах которой стали
пропагандироваться передовые достижения науки и техники за рубежом.
В первых же номерах этой газеты была опубликована статья Н. П. Щеглова
"О железных дорогах и преимуществах их над обыкновенными дорогами и
каналами". Можно считать, что именно с этого времени на страницах
русской печати начались оживленные дискуссии по вопросам развития путей
сообщения, получившие широкое общественно-политическое звучание. В числе
сторонников нового вида транспорта были не только видные ученые и
инженеры - П. П. Мельников, Н. О. Крафт, М. С. Волков, Д. И. Журавский,
Н. И. Миклуха и др., но и писатели, в частности А. С. Пушкин, П. А.
Вяземский, В. Ф. Одоевский и др. В одном из своих писем из Сибири
декабрист Н. А. Бестужев писал родным о том, что "по-нашему, нет лучшего
способа для просвещения, как легкие и быстрые сообщения всех частей
государства между собой". Автор письма при этом подчеркивал, что в
России "чугунные дороги не новы, они существуют на многих железных
заводах для перевозки руды. Бог знает, с какой поры".
Страстно ратовал за механизацию отечественного транспорта великий
русский критик и революционер В. Г. Белинский, полагавший, что железные
дороги знаменуют собой победу человечества над пространством и временем.
Он, как пишет об этом Ф. М. Достоевский, часто ходил на строительную
площадку вокзала Николаевской железной дороги, тогда еще строившейся, и
говорил: "Хоть тем сердце отведу, что постою и посмотрю на работу:
наконец-то и у нас будет хоть одна железная дорога".
p.s.
При копировании материалов и фотографий активная ссылка на сайт обязательна.