Большую роль в модернизации существующей и создании новой техники для
железнодорожного транспорта, в улучшении технологии и организации
перевозок играют коллективы 4 научно-исследовательских институтов и 15
транспортных вузов, десятков проектных и конструкторских организаций, 89
техникумов, 1675 железнодорожных школ.
Головным научным центром отрасли является Всесоюзный
научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ),
располагающий высококвалифицированными кадрами ученых по всем отраслям
науки и техники. Институт имеет экспериментальные полигоны для испытаний
подвижного состава и других технических средств. На опытных заводах
института создаются конструкции новых транспортных устройств и машин.
Саморазгружающийся крытый вагон-хоппер для перевозки минеральных
удобрений и других грузов, перевозимых насыпью
В 1963 г. в системе МПС был создан Центральный научно-исследовательский
институт информации, технико-экономических исследований и пропаганды
железнодорожного транспорта (ЦНИИТЭИ), развернувший
большую работу по изучению, обобщению и распространению передового
отечественного и зарубежного опыта. В ведении института находятся
демонстрационные залы Для показа новой железнодорожной техники, отдел
разработки и заказов технических фильмов и другие подразделения. ЦНИИТЭИ
Успешно осуществляет методическое руководство дорожными центрами
научно-технической информации и пропаганды, а также органами информации
в отделениях дорог и на предприятиях.
Большую работу по созданию благоприятных условий труда и быта
железнодорожников проводит Всесоюзный научно-исследовательский институт
железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ). Исследовательская и практическая
работа в этой области активизирует "человеческий фактор", значение
которого так возросло в последние годы. Мнение специалистов ВНИИЖГа
играет не последнюю роль при создании образцов новой техники, уменьшении
вРедных влияний на здоровье железнодорожников шума, вибрации и т. д.
МПС располагает Центральной научно-технической библиотекой
(ЦНТБ), основанной в 1917 г. и являющейся в настоящее время
крупнейшей отраслевой библиотекой всесоюзного значения,
а также имеет сеть дорожных библиотек. Книжный фонд ЦНТБ представляет
собой самую полную в СССР коллекцию уникальных изданий по
железнодорожному и другим видам транспорта, комплектов многих
отечественных и некоторых иностранных журналов с первой половины XIX в.
Подготовка инженеров путей сообщения и техников различных специальностей
ведется в вузах и техникумах отрасли, а подготовка и повышение
квалификации кадров массовых профессий - в технических школах, ПТУ,
школах передового опыта и т. п. В дореволюционной России инженеров путей
сообщения готовили лишь в двух институтах - старейшем Петроградском и
Московском. В 1913 г. в них обучалось 1944 чел. На некоторых дорогах
имелись технические училища, готовившие техников в основном путейской и
паровозной специальностей.
Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) -
старейшая в стране кузница кадров для сети путей сообщения. ЛИИЖТ
готовит инженеров по 14 специальностям. За время существования институт
подготовил более 60 тыс. инженеров.
Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ)-
крупнейший политехнический транспортный вуз страны - в 1986 г. отметил
свое 90-летие. История его началась в конце прошлого века с Московского
инженерного училища (МИУ), первый выпуск которого в 1901 г. составлял
всего 18 инженеров-строителей.
Восьмиосный цельнометаллический полувагон с 22 разгрузочными
люками грузоподъемностью 125 т и объемом кузова 140,3 м3
Сейчас
МИИТ выпускает ежегодно более 2,5 тыс. специалистов. В нем проходят
подготовку более 15 тыс. студентов, обучение ведется на 12 факультетах
по 22 специальностям на 65 кафедрах. Учебный процесс обеспечивают 1200
преподавателей, среди которых 120 профессоров и 700 доцентов.
В настоящее время научно-технический потенциал железнодорожного
транспорта страны как никогда высок. Его представляют более 600 тыс.
специалистов с высшим и средним образованием, в том числе более 300
докторов и около 2900 кандидатов наук. За пятилетие вузы
железнодорожного транспорта подготавливают около 75 тыс., а техникумы
свыше 145 тыс. специалистов. В вузах и техникумах обучаются около 250
тыс. чел.
Большую помощь железнодорожному транспорту в развитии и освоении новой
техники, совершенствовании технологии и организации перевозочного
процесса, подготовке кадров всегда оказывала и продолжает оказывать
транспортная печать - издательство Транспорт" (в прошлом "Транспечать",
"Трансжелдориздат"), отраслевые журналы, газета "Гудок".
Важную роль в развитии отечественной науки о транспорте, в пропаганде
технико-экономических знаний, в укреплении связи науки с производством
играет журнал "Железнодорожный транспорт", основанный в 1826 г. Среди
авторов журнала в дореволюционный период такие выдающиеся ученые и
инженеры, как П. Мельников, Д. И. Журавский, Н. А. Белелюбский, JI. Д.
Проскуряков,
Двухъярусная платформа для перевозки легковых автомобилей.
Количество перевозимых автомобилей от 8 ("Волга") до 17 ("Жигули)
Н.
П. Петров, Г. О. Графтио и др. После победы Великой Октябрьской
социалистической революции журнал активно включился в борьбу за
восстановление и подъем работы железных дорог. Статьи В. Н. Образцова,
С. П. Сыромятникова, Я. М. Гаккеля и других советских ученых,
выступления на страницах журнала инженерно-технических работников,
новаторов производства внесли неоценимый вклад в совершенствование
техники и эксплуатации путей сообщения.
Восьмиосная цистерна для перевозки различных нефтепродуктов
грузоподъемностью 120 т безрамной конструкции
p.s.
При копировании материалов и фотографий активная ссылка на сайт обязательна.