Успешное решение стоявших перед железнодорожным транспортом задач на
всех этапах социалистического строительства требовало постоянного
совершенствования технологии и организации перевозочного процесса. В
основе организации работы железнодорожного транспорта СССР лежат единые
для всей сети взаимосвязанные планы перевозок, план формирования и
график движения поездов, технический план эксплуатационной работы,
которые разрабатываются на базе прогрессивных нормативов и передовой
технологии.
За годы Советской власти на железных дорогах страны осуществлены важные
мероприятия по улучшению использования пропускной и провозной
способности линий, перерабатывающей способности станций и узлов,
совершенствованию системы организации вагонопотоков, повышению уровня
отправительской маршрутизации, росту скоростей движения и массы грузовых
поездов. Все это способствовало освоению возрастающих объемов перевозок
и перевозочной работы, достижению высоких показателей использования
технических средств железнодорожного транспорта.
Начавшееся в середине 30-х годов стахановское движение внесло коренной
перелом в использование перевозочных средств железнодорожного транспорта
и организацию его работы. Машинист Депо Славянск коммунист Петр Кривонос
и его товарищи по профессии практически доказали возможность увеличения
скорости продвижения поездов по участкам в 1,5-2 раза. Передовые
машинисты А. П. Папавин, Н. А. Лунин и другие, применив ряд смелых
технических новшеств в обслуживании и ремонте локомотивов, вскрыли
дополнительные резервы повышения их производительности и провозной
способности железных дорог.
Применение передовых методов и приемов труда при формировании и
расформировании поездов, инициаторами которых выступили составители К.
С. Краснов, М. М. Кожухарь и другие работники станций, явилось
эффективным способом ускоренного пропуска поездов.
Большой эксплуатационный и экономический эффект дала маршрутизация
перевозок, особенно формирование отправительских маршрутов с мест
погрузки. Охват ею вагонопотоков нарастал от пятилетки к пятилетке.
К началу 80-х годов уровень перевозки грузов отправительскими маршрутами
увеличился до 46,8%. Маршрутными поездами перевезено 91,8% железной
руды, 77,2% наливных грузов, 74,4% флюсов, 71,2% каменного угля. Доля
маршрутов назначением на одну станцию выгрузки возросла до 64%, что
позволило заметно сократить затраты на переработку вагонопотока на
сортировочных станциях.
Большое внимание уделяется совершенствованию технологии работы
сортировочных и грузовых станций, поскольку 70% общего времени оборота
вагоны находятся на технических станциях и под грузовыми операциями.
Организующим началом служат новые типовые технологические процессы
работы сортировочной и грузовой станций, устанавливающие взаимодействие
элементов станций на современной научно-технической основе и
способствующие сокращению простоя вагонов на станциях прежде всего за
счет устранения межоперационных интервалов, повышения скорости
производства маневров, улучшения организации работы пунктов технического
обслуживания вагонов.
Применение все в больших размерах электронно-вычислительной техники,
механизация и автоматизация работы сортировочных горок вместе с
внедрением прогрессивной технологии и передового опыта повышают
перерабатывающую способность сортировочных станций, ускоряют процессы
расформирования и формирования поездов.
Сокращению простоя вагонов под грузовыми операциями на станциях
способствует дальнейшее оснащение высокопроизводительной техникой
механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ, перевод
значительной части машин и механизмов на трехсменную и двухсменную
работу.
Повышение ритмичности грузовой работы во многом зависит от слаженности в
действиях работников станций, механизированных дистанций, автомобильного
транспорта и городских станций. Основой слаженности должны стать единые
технологические процессы, единые смены и бригады станций и
механизированных дистанций.
Важным направлением научно-технического прогресса на железнодорожном
транспорте является комплексная механизация погрузочно-разгрузочных
работ, внедрению которой способствует развитие контейнерных и пакетных
перевозок. Международную известность получил транссибирский контейнерный
сервис - система смешанных железнодорожно-водных контейнерных перевозок
между странами Европы и Дальнего Востока.
Расширение контейнерных и пакетных перевозок обеспечивается
строительством около 70 новых и реконструкцией 350 действующих
контейнерных пунктов, что позволяет значительно сократить объем
выполняемых вручную погрузочно-разгрузочных и складских работ,
существенно снизить расходы на транспортную тару.
Повышается техническая оснащенность транспортных цехов промышленных
предприятий и строек, где выполняется свыше 80% всего объема погрузки и
выгрузки. Совершенствование организации и технологии их работы,
укрепление контактов с магистральной сетью являются крупным резервом
повышения эффективности перевозочного процесса.
Министерством путей сообщения проводится дальнейшее улучшение
организации пассажирских перевозок, повышается культура обслуживания
пассажиров на вокзалах и в поездах. Совершенствуется
справочно-информационное обслуживание пассажиров на вокзалах: введены
дополнительные автоматические справочные установки, новые информационные
табло, расширяется использование пиктограмм.
Для обеспечения возрастающих размеров пассажирских перевозок (табл. 2.4)
увеличивается длина составов пассажирских и пригородных поездов. В
Московском железнодорожном узле организовано обращение 12-вагонных
электропоездов. На ряде магистральных направлений в 1,5-2 раза увеличено
число вагонов в составах дальних пассажирских поездов.
Кроме внутренних перевозок пассажиров, советские железные дороги
осуществляют значительные перевозки в международных сообщениях. В
настоящее время установлены международные пассажирские сообщения с 27
странами Европы и Азии. При этом объем перевозок в международном
сообщении растет более высокими
Таблица 2.4.
Размеры пассажирского движения на железных дорогах СССР
Показатель
1913
1928
1940
1965
1985
Число пар поездов всего
нет сведений
нет сведений
2429
7183
9976
В том числе
дальних
нет сведений
нет сведений
92
318
506
местных
нет сведений
нет сведений
237
355
512
пригородных
2100
6510
8730
Пробег поездов, млн. поездо-км
238,2
632,0
979,9
Таблица 2.5. Туристско-экскурсионные перевозки на
железных дорогах СССР
Показатель
1965
1970
1975
1985
Дальние
туристко-экскурсионные поезда
Отправлено поездов
250
925
2837
2407
Пассажиро-километры, млн.
500
1597,5
5224,1
3230,9
Доходы, млн. руб
4,8
13,9
46,4
30,6
Местные и пригородные
туристко-экскурсионные поезда
Отправлено поездов
454
1223
1860
1757
Пассажиро-километры, млн.
97
279,2
359,9
387,3
Доходы, млн. руб
0,8
2,3
4,8
7,3
темпами, чем во внутреннем. Спальные вагоны
советских железных дорог курсируют в 76 прямых беспересадочных
сообщениях общей протяженностью свыше 190 тыс. км. Международные
железнодорожные маршруты соединяют Москву со столицами социалистических
(Берлином, Будапештом, Бухарестом, Варшавой, Пекином, Прагой, Пхеньяном,
Софией, Улан-Батором) и капиталистических стран (Парижем, Римом, Веной,
Афинами, Осло, Стокгольмом и др.). Общее количество пассажиров,
перевезенных в международном сообщении, увеличивается высокими темпами:
в 1959 г.- 358 тыс. чел., в 1965 г.- 976,9 тыс., в 1976 г.- 3,46 млн., в
1985 г.- около 4 млн. чел.
Значительное развитие на железных дорогах СССР получили
туристско-экскурсионные перевозки в дальнем сообщении и перевозки
поездами отдыха - в пригородном (табл. 2.5). Это еще одна из сфер
деятельности железных дорог, которая помогает решить важные социальные
задачи.
Одним из главных показателей качества транспортного обслуживания
пассажиров является скорость движения поездов. В результате проведенных
Министерством путей сообщения крупных мероприятий реконструктивного и
организационного характера максимальные скорости движения пассажирских
поездов на железных дорогах страны достигают 160-200 км/ч. Электропоезда
типа ЭР200, как показывает опыт их эксплуатации на линии Москва -
Ленинград, обеспечивают скорости движения до 200 км/ч.
p.s.
При копировании материалов и фотографий активная ссылка на сайт обязательна.