Вычислительная техника. Применение на железнодорожном транспорте средств
вычислительной техники началось в 1958-1965 гг., когда стали решаться
задачи оптимизации плана формирования и графика движения поездов на их
основе. Отделением вычислительной техники ВНИИЖТа была разработана общая
концепция создания будущей автоматизированной системы управления
железнодорожным транспортом (АСУЖТ) и с помощью ЭВМ решен ряд прикладных
инженерно-экономических задач. В последующие годы продолжалось поэтапное
внедрение АСУЖТ как составной части общегосударственной
автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета,
планирования и управления народным хозяйством СССР.
АСУЖТ представляет собой совокупность административных, технологических
и экономико-математических методов, средств вычислительной техники и
связи, позволяющих эффективно управлять работой железных дорог. В
настоящее время на всех железных дорогах имеются свои вычислительные
центры (ВЦ). Созданы и функционируют Главный вычислительный центр
Министерства путей сообщения (ГВЦ), а также информационно-вычислительные
центры на многих производственных предприятиях (сортировочных станциях,
ремонтных заводах и др.), в научно-исследователь-ских организациях и
высших учебных заведениях МПС, пункты передачи данных из линейных
предприятий в ВЦ железных дорог.
На ЭВМ в настоящее время рассчитывают для сети железных дорог план
формирования поездов, планы перевозок, определяют передачу поездов и
вагонов по стыкам дорог. Введена в эксплуатацию автоматизированная
система слежения за рефрижераторным подвижным составом, крупнотоннажными
контейнерами в сообщении между странами Западной Европы и Японией. На 50
сортировочных станциях внедрены АСУ технологическими процессами,
решаются и другие эксплуатационные и экономические задачи.
В перспективе, как и сейчас, основной базой внедрения вычислительной
техники останутся дорожные вычислительные центры, оснащенные ЭВМ
третьего поколения. Новые машины позволят Увеличить перерабатывающую
мощность вычислительных центров в 5 раз. Роль АСУ дорог в решении задач
планирования, управления и учета значительно возрастет. Наряду с этим
предусмотрено создать автоматизированные системы управления на ряде
сортировочных станций и в нескольких узлах. Осуществляется перевод
системы резервирования мест и продажи билетов в пассажирские поезда
"Экспресс" на ЭВМ третьего поколения. Растет техническая оснащенность
АСУ промышленных предприятий железнодорожного транспорта. Таким образом,
советские железные дороги располагают достаточно мощной
информационно-вычислительной сетью, способной обеспечить решение многих
задач по управлению перевозочным процессом на качественно новом
техническом и организационном уровне.
Ускоренному внедрению средств автоматики и вычислительной техники на
железнодорожном транспорте будет способствовать созданное в 1986 г. по
решению Коллегии МПС Всесоюзное научно-производственное объединение "Союзжелдоравтома-тизация"
- единый в отрасли комплекс по автоматизации и компьютеризации всех
звеньев перевозочного процесса. В состав этого объединения включены
институт "Гипротранссигналсвязь", ряд лабораторий ВНИИЖТа и вузов, ГВЦ,
заводы по производству электротехнического оборудования и другие
подразделения отрасли. В рамках этого объединения разработкой новых
систем управления перевозками и комплексной автоматизации
технологических процессов будет занято свыше 17 тыс. чел., а годовой
выпуск продукции составит 150 млн. руб.
p.s.
При копировании материалов и фотографий активная ссылка на сайт обязательна.