Выдвинутый в первые послереволюционные годы В. И. Лениным план
электрификации страны к 1935 г. по основным показателям, одобренным VIII
Всероссийским съездом Советов, был значительно перевыполнен. По
производству электроэнергии Советский Союз вышел на второе место в
Европе и на третье место в мире, а в 1947 г.- на первое место в Европе и
на второе в мире, уступая лишь США. К середине 70-х годов производство
электроэнергии на душу населения по сравнению с 1913 г. возросло более
чем в 500 раз.
Быстрый рост производства электроэнергии в нашей стране способствовал
электрификации всех отраслей экономики, включая железнодорожный
транспорт. В июле 1986 г. отмечался 60-летний юбилей электрификации
железных дорог СССР. Первые электрифицированные линии Баку - Сабунчи -
Сураханы (1926 г.), Москва - Мытищи (1929 г.), Зестафони - Хашури (1932
г.) явились своеобразной лабораторией, где опробовались многие
технические решения и формировались отечественные кадры
электрификаторов. К началу 1941 г. протяженность электрифицированных
линий составила 1880 км, из них 479 км - пригородные линии. Около 450
км, главным образом на Урале, было электрифицировано в годы Великой
Отечественной войны. В 1956 г. ЦК КПСС принял постановление "О
генеральном плане электрификации железных дорог". Темпы электрификации
железных дорог резко возросли, и СССР уже к 1958 г. по протяженности
участков с электротягой вышел на первое место в мире. По результатам
испытаний электрифицированного участка Ожерелье - Павелец протяженностью
137 км в конце 50-х годов был взят курс на широкое внедрение на
железнодорожном транспорте однофазного переменного тока промышленной
частоты напряжением 25 кВ. До этого электрификация железных дорог
осуществлялась на постоянном токе напряжением 1,5 и 3 кВ.
Применение новой системы тока, разработка которой советскими
специалистами была начата в 1933-1934 гг., позволило в раза сократить
количество тяговых подстанций, в 2-2,5 раза снизить расход меди для
контактной сети и примерно в 3 раза уменьшить потери электроэнергии по
сравнению с системой постоянного тока 3 кВ, а также практически
устранить опасность электрокоррозии подземных сооружений и опор
контактной сети.
В Целях дальнейшего повышения эффективности электрификации начато
внедрение системы электроснабжения переменного тока 2 X 25 кВ с питающим
фидером 50 кВ и автотрансформаторами, позволяющей в 4 раза сократить
количество тяговых подстанций по сравнению с системой постоянного тока 3
к В, уменьшить по сравнению с системой 25 кВ мешающие и опасные влияния
на линии связи. По этой системе электрифицирован двухпутный участок
Вязьма - Орша на Московской и Белорусской дорогах.
p.s.
При копировании материалов и фотографий активная ссылка на сайт обязательна.