В "Реестре имущества" железной дороги Петербург -
Царское Село (1837 г.) впервые был введен в употребление термин "вагон".
В этом документе говорилось о "8 вагонах и 5 шарабанах отечественной
выделки". В последующие годы для обозначения любых железнодорожных
повозок стали использовать термин "вагон". Однако пассажирские вагоны
еще долгое время назывались "каретами".
В канун революции парк грузовых вагонов российских железных дорог
состоял из двухосных вагонов с деревянным кузовом грузоподъемностью 16,5
т с винтовой стяжкой. Четырехосными были только 2% грузовых вагонов.
Парк пассажирских вагонов более чем на 60% состоял из деревянных двух- и
трехосных вагонов длиной 12-14 м. Основная масса пассажирских вагонов
имела свечное освещение и была оборудована печами сухого отопления.
Парк грузовых вагонов железных дорог СССР состоит преимущественно из
четырехосных вагонов грузоподъемностью 62-65 т. Имеются также шести и
восьмиосные грузовые вагоны грузоподъемностью до 125 т. Парк
пассажирских вагонов состоит из цельнометаллических вагонов длиной
кузова 23,6 м.п
Все вагоны оборудованы автосцепкой и автоматическими тормозами, более
половины грузовых и все пассажирские вагоны имеют тележки с буксами на
роликовых подшипниках, все больше грузовых вагонов цельнометаллической
конструкции.
Поставляемые в настоящее время железным дорогам грузовые вагоны
допускают следование со скоростью до 120 км/ч, пассажирские - до 160
км/ч. Наряду с количественным ростом вагонного парка произошли
значительные качественные изменения, связанные с усилением ходовых
частей, автосцепного и автотормозного оборудования вагонов, увеличением
их грузоподъемности. С каждым годом расширяется применение
специализированного подвижного состава, в том числе для перевозки
цемента, зерна, легковых автомобилей, крупнотоннажных контейнеров,
рефрижераторных вагонов. В начале 80-х годов доля таких вагонов в общих
поставках составляла около 30%.
Парк пассажирских вагонов пополняется новыми цельнометаллическими
вагонами с четырех- и двухместными купе комбинированным (электроугольным)
отоплением, люминесцентным освещением, нагнетательной вентиляцией,
кондиционированием воздуха. В состав пассажирских поездов включаются и
вагоны типа "Микст", в которых часть купе имеют мягкие, часть -
полумягкие диваны. Продолжается переход к постройке купейных и мягких
вагонов на базе кузова длиной 26 м/ По своим техническим, прочностным и
другим характеристикам наши пассажирские вагоны не уступают зарубежным
аналогам.
Дальнейший технический прогресс в вагонном хозяйстве невозможен без
усиления материально-технической базы хозяйства, в первую очередь
внедрения новых средств механизации работ по техническому обслуживанию и
подготовке вагонов к перевозке, систем управления качеством ремонта.
p.s.
При копировании материалов и фотографий активная ссылка на сайт обязательна.