На железнодорожном транспорте занято около 2 млн. чел. основной
деятельностью, связанной с перевозочным процессом. Научно-технический
прогресс существенно влияет не только на общую численность занятых (она
неуклонно снижается), но и на профессиональный состав работающих,
условия их труда. Уменьшается численность работников, занятых ручным,
малоквалифицированным и тяжелым физическим трудом. Однако специфика
транспорта такова, что многие железнодорожники выполняют тяжелые
операции при низких температурах, вручную, в условиях сильного шума,
вибраций, загрязненности окружающей среды (осмотрщики вагонов,
составители поездов, монтеры пути, регулировщики скорости движения
вагонов и др.)-Круглосуточная работа по обеспечению движения десятков
тысяч поездов с людьми и огромными материальными ценностями при полной
безопасности перевозок потребовала создания собственной мощной
отраслевой системы обслуживания железнодорожников и членов их семей.
Советское государство постоянно заботится об улучшении условий труда и
быта, повышении благосостояния железнодорожников. За последние годы
значительно возросла их среднемесячная заработная плата. У рабочих,
занятых в основной деятельности, она составляет около 220 руб. Солидную
прибавку к заработной плате получила большая группа тружеников, занятых
в непроизводственной сфере. Положительно на результатах работы
сказывается введение вознаграждения за выслугу лет. Расширены масштабы
строительства и благоустройства существующего жилого фонда силами
железнодорожников. Совершенствуется система здравоохранения, улучшается
работа культурно-просветительных Учреждений, появляются новые базы
отдыха, спортивные сооружения. И железнодорожники отвечают на эту
поистине отеческую заботу Коммунистической партии и Советского
правительства высокопроизводительным трудом, добросовестным и
ответственным отношением к делу.
Успешной работе во многом способствовало широко развивающееся на дорогах
социалистическое соревнование за досрочное пополнение плановых заданий,
повышение эффективности труда и качества транспортного обслуживания
народного хозяйства и населения страны. Организаторами его, инициаторами
всех патриотических начинаний выступают передовики и новаторы
производства, коммунисты и профсоюзные активисты. Дальнейшее развитие
получает высшая форма соревнования - движение за коммунистическое
отношение к труду. Сегодня в этом движении участвует более 3 млн.
железнодорожников и транспортных строителей. Свыше 400 предприятий и 280
тыс. коллективов цехов, бригад с честью носят звание коллективов
коммунистического труда.
Охрана окружающей среды. Железнодорожный транспорт, как и другие виды
транспорта, является, хотя и в несравнимо меньших масштабах, источником
отрицательного воздействия на окружающую природную среду и самого
человека (выброс в атмосферу выхлопных газов тепловозов, утечка фреона
из транспортных холодильных установок, слив на землю остатков
нефтепродуктов, рассеивание при перевозке каменного угля, концентратов
черных и цветных металлов, высокий уровень шума и др.). Опытные
перевозки показали, что средние потери нефти при перевозке в несколько
раз выше нормы естественной убыли. В то же время при минимальных
затратах на совершенствование конструкции запорных устройств и улучшение
их технического состояния можно сберечь свыше 200 тыс. руб. на каждый
миллион тонн нефти и нефтепродуктов. Кроме экономической выгоды,
достигается еще и большой экологический эффект: снижается загрязнение
приземного слоя атмосферы и путей на станциях и перегонах.
Из-за выдувания воздушным потоком, вибрации подвижного состава и по
другим причинам происходит рассеивание мелких фракций каменного угля,
концентратов черных и цветных металлов, торфа и других сыпучих грузов.
Потери по расчетам специалистов составляют не менее 20 млн. т в год.
Кроме того, это создает антисанитарные условия на объектах
железнодорожного транспорта и в населенных пунктах, расположенных близ
железнодорожных путей.
p.s.
При копировании материалов и фотографий активная ссылка на сайт обязательна.