поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Кому-то покажутся странными выражения типа, СССР, Коммунистическая
партия, съезды КПСС, Ленин, и т.д., но это наша история, от которой
никуда не деться, историю надо знать и изучать. Здесь приводится много
статистических фактов, именно из эпохи развитого социализма, кто то
скажет, что это пропаганда и т.д., но в те далекие 70-80 года прошлого
столетия были построены заводы гиганты, железнодорожные магистрали, и
т.д. А сейчас таких строек нет, мосты и те строят годами...
Транспортная система СССР представляет собой большой и сложный
народнохозяйственный комплекс, размещенный на огромной территории - 22,4
млн. км2 с населением 280 млн. чел.
Советский Союз - первую в мире страну социализма - по праву считают
великой державой. Она занимает первое место в мире по добыче железной и
марганцевой руды, производству чугуна, стали и проката черных металлов.
В СССР добывают почти все виды цветных и редких металлов, входящих в
периодическую систему Менделеева.
По уровню производства различных видов машин, оборудования, аппаратов и
приборов, продукции химической промышленности СССР занимает второе место
в мире, а по производству тепловозов, электровозов, тракторов,
комбайнов, многих видов электробытовых приборов - первое место.
Отечественное машиностроение обеспечило Советскому Союзу одно из ведущих
мест в мире по созданию сложнейшей аппаратуры и приборов для освоения
космоса, использования атомной энергии в мирных целях, производству
гидроаппаратуры, внедрению прогрессивной технологии в металлургии. В
стране работают станки с числовым программным управлением, станки с
новейшими лазерными устройствами. С каждым годом ширится применение
промышленных роботов.
В СССР построена первая атомная электростанция и первый атомный ледокол,
запущен первый искусственный спутник Земли, стартовал первый космический
корабль с человеком на борту.
Наша страна больше всех в мире выпускает шерстяных и льняных тканей,
обуви, сахара, животного масла, многих других товаров народного
потребления.
В 1985 г. в СССР выпущено промышленной продукции больше, чем
производилось во всем мире в 1950 г.
Особенностью сельского хозяйства нашей страны является высокая степень
концентрации производства, ориентация на применение интенсивной
технологии, новых технических средств и достижений науки. Сельское
хозяйство еще не в полной мере удовлетворяет потребности населения и
экономики страны, хотя мы производим больше, чем любая страна в мире,
пшеницы, ржи, ячменя, овса, сахарной свеклы, молока, картофеля и ряда
других технических культур.
С первых дней существования Советской власти В. И. Ленин обращался к
трудящимся с призывом беречь и хранить как зеницу ока все народное
достояние. Ленинские указания об экономном хозяйствовании и бережливости
стали важной частью экономической политики нашей партии.
В современных условиях особую значимость приобрела ленинская мысль о
том, что коммунизм начинается с повседневной заботы трудящихся о каждом
пуде металла и зерна, о повышении производительности труда. Как бы ни
росло богатство нашего общества, строжайшая экономия и бережливость
остаются важнейшим условием развития народного хозяйства, повышения
благосостояния народа - так ставит партия вопрос об усилении режима
экономии в современных условиях. При этом подчеркивается, что повышение
интенсивности общественного производства - не только
производственно-экономическая, но и крупная социальная и
хозяйственно-политическая проблема. Высокий уровень квалификации кадров,
деловая, творческая обстановка, здоровый социально-психологический
климат в производственных коллективах, забота о бытовых условиях
работников - все это делает жизнь советских людей интересней,
содержательней и благоприятно сказывается на результатах производства.
Актуальность дальнейшего повышения интенсивности использования
производственного потенциала обусловливается рядом факторов и прежде
всего тем, что в народное хозяйство вовлечены огромные материальные,
трудовые и финансовые ресурсы.
Национальное богатство страны за годы Советской власти увеличилось (без
учета стоимости земли, ее недр и лесов) в 30 раз и приблизилось к 3,6
трлн. руб. Только за одно десятилетие (1971 - 1980 гг.) стоимость
основных производственных фондов возросла более чем в 2 раза - с 0,53
трлн. до 1,15 трлн. руб. Для того чтобы удвоить свои основные
производственные фонды, США понадобилось 20 лет, Великобритании - 19
лет, ФРГ - 16 лет. В двенадцатой пятилетке намечен дальнейший рост
производственного потенциала СССР и его качественное преобразование.
Однако по сравнению с лучшими мировыми показателями на единицу
национального дохода мы расходуем больше сырья и энергии, и это говорит
о возможности существенного увеличения выпуска конечной продукции на
основе более полного использования уже имеющихся мощностей. Поэтому
экономическая политика партии нацеливает предприятия, стройки, совхозы и
колхозы на всестороннюю интенсификацию производства, повышение отдачи с
каждой единицы трудовых ресурсов и рост на этой основе
производительности общественного труда.
Как отмечалось на XXVII съезде КПСС, повышение темпов экономического
роста "...должно достигаться на принципиально новой основе - на основе
всесторонней и последовательной интенсификации...
К вопросу интенсификации партия подходит комплексно и масштабно. Наша
экономика вышла на такой рубеж, когда она может развиваться, и
развиваться быстро не за счет все большего наращивания ресурсов, как это
было раньше, а путем всесторонней интенсификации производства -
интенсификации по всему фронту. Намечается не только рост
производительности труда, но и уменьшение материалоемкости и
фондоемкости, перевод на рельсы интенсификации не отдельных отраслей, а
народного хозяйствав целом. Это единственно
верный путь к ускорению экономического и социального развития".
Грузооборот всех видов транспорта увеличивался пропорционально
росту валового общественного продукта и национального дохода. Перевозки
грузов железнодорожным транспортом в послевоенный период возрастали
более медленными темпами, чем производственный потенциал народного
хозяйства. Значительные грузопотоки массовых грузов постепенно
переключались на автомобильный и трубопроводный транспорт:
1 - валовой общественный продукт; 2 - национальный доход; 3 -
грузооборот всех видов транспорта; 4 - грузооборот железнодорожного
транспорта (1940 г. = 1)
Интенсификация
производства, усиление режима экономии являются, таким образом,
принципиальной основой экономической политики КПСС на современном этапе
коммунистического строительства. По своим масштабам, значению и
последствиям перевод народного хозяйства на рельсы интенсивного развития
по праву ставится в один ряд с таким глубочайшим преобразованием, как
социалистическая индустриализация.
Ускорение социально-экономического развития, рост общественного
производства на основе его интенсификации, повышение эффективности
использования ресурсов невозможны без надежного транспортного
обеспечения экономики и населения страны. Основное назначение
социалистического транспорта В. И. Ленин видел в объединении с помощью
путей сообщения в единое народнохозяйственное и государственное целое
различных отраслей хозяйства и регионов страны. "Железные дороги,- писал
В. И. Ленин,- ... это одно из проявлений самой яркой связи между городом
и деревней, между промышленностью и земледелием, на которой основывается
целиком социализм"2. За послевоенное сорокалетие валовой общественный
продукт СССР увеличился почти в 14 раз, а грузооборот всех видов
транспорта - в 12,5 раза, достигнув в 1985 г. 7,8 трлн. т км (с учетом
газопроводов). Пассажирооборот вырос примерно в 10 раз и в 1985 г.
превысил 1000 млрд. пассажиро-км.
Влияние транспорта на жизнь страны разнообразно и много-планово.
Транспорт способствует прогрессивным географическим и структурным
сдвигам в размещении производства и населения, росту производительности
общественного труда, повышению уровня жизни народа. Обеспечивая
международное разделение труда, массовый туризм и культурный обмен,
транспорт вызывает крупные изменения в мировой экономике, культуре и
международных отношениях.
Особую роль играет транспорт в социалистической экономической интеграции
стран - членов СЭВ. С помощью транспорта углубляется специализация и
расширяется кооперирование промышленного и сельскохозяйственного
производства в национальном и международном масштабах, укрепляется
обороноспособность стран социалистического содружества.
Современный транспорт изменяет наши представления о времени и
пространстве. Корабли Магеллана совершили первое в мире кругосветное
путешествие за три года. В наши дни космический корабль совершает оборот
вокруг Земли за полтора часа. Со стартовых площадок СССР были отправлены
первые транспортные космические корабли типа "Прогресс", из которых
произведена "перевалка" грузов на космические станции. Рождается новый
вид транспорта - космический. В сознании человека пространство
сжимается, люди начинают мыслить иными, космическими категориями, острее
понимают, что планета Земля - наш общий дом и сохранение его -
глобальная, общечеловеческая задача.
Советский Союз - одна из немногих стран мира, в которой высокими темпами
развиваются все виды транспорта - железнодорожный, морской, речной,
автомобильный, воздушный и трубопроводный (табл. 1.1). Железные дороги
нашей страны осваивают более половины грузооборота всех железных дорог
мира.
Таблица 1.1. Перевозки грузов и пассажиров
Вид транспорта
Грузооборот т. км
Перевозка грузов млн. т
Пассажирооборт млрд
пассажиро-км
Перевозка пассажиров, млн.
чел
1913
1985
1913
1985
1913
1985
1913
1985
Железнодорожный транспорт
65,7
3718,4
132,4
3951
25,2
374,0
184,8
4166
Морской транспорт
19,9
905,0
13,9
240
1,0
2,6
3,4
50,3
Речной транспорт
28,5
261,5
32,7
633
1,4
5,9
11,2
132,0
Автомобильный транспорт
0,1
476,2
10,0
25873
-
446,6
-
47008
Воздушный транспорт
-
3,3
-
3,2
-
188,4
-
112,6
Трубопроводный
0,3
1312,5
0,4
631
-
-
-
-
Советский Союз располагает разветвленной сетью путей
сообщения: сетью железных дорог (их эксплуатационная длина 145 тыс. км,
а вместе с подъездными путями - 249 тыс. км), внутренних водных путей
(около 127 тыс. км), автомобильных дорог с твердым покрытием (включая
ведомственные) (почти 1 млн км), магистральных нефте- и
нефтепродуктопроводов (81 тыс. км). Гражданская авиация работает на
линиях общей протяженностью свыше 1 млн. км, обслуживая 3600 городов,
поселков городского типа и других населенных пунктов. По общей
грузоподъемности морского транспортного флота (более 20 млн. регистровых
т) СССР занимает шестое место в мире.
Опережающее развитие нефтепроводного, автомобильного и воздушного
транспорта определило повышение доли этих видов транспорта в грузо- и
пассажирообороте.
Наряду с магистральным транспортом общего пользования в транспортной
системе СССР видное место занимают транспорт промышленных предприятий,
строительных организаций, колхозов и совхозов, а также городской
транспорт.
Транспорт как межотраслевой комплекс и вид хозяйственной деятельности
характеризуется сложным структурно-функциональным строением. Являясь
одним из общих условий производства, транспорт осуществляет перевозки не
только между районами страны, между предприятиями в границах
экономических районов и промышленных узлов, но и внутри предприятий.
Транспорт как вид хозяйственной деятельности (перемещение вообще) можно
представить себе как систему, состоящую из двух подсистем - транспорта
общего и не общего пользования.
Транспорт общего пользования и есть транспорт сферы обращения,
перемещающий различные виды продукции между производителями и
потребителями. Только он, строго говоря, может рассматриваться как
специфическая и самостоятельная отрасль материального производства.
Транспорт не общего пользования перемещает сырье, материалы и другие
виды еще не поступившей в сферу обращения продукции, а также
производственный персонал внутри предприятий, объединений и других
подчас весьма крупных территориальных образований, обслуживая
промышленное и сельскохозяйственное производство, осуществляет
внутрипроизводственные перевозки строительных организаций, предприятий
торговли, снабжения, сбыта и т. д. Как вид деятельности он может быть
назван технологическим (внутрипроизводственным) транспортом, а
промышленный транспорт является его частью. Промышленный транспорт
выполняет свои функции на стадии производства. Его работа должна
рассматриваться как часть производственного процесса того промышленного
предприятия, которое он обслуживает. Поэтому и технические средства
промышленного транспорта (рельсовые и 14 другие дороги, автомобили,
подъемно-транспортные машины и механизмы) являются частью средств
производства соответствующего предприятия.
Доля железных дорог в общем грузообороте все* видов транспорта
(без учета перевозок морским транспортом в заграничном плавании,
технологических автомобильным) в связи с ростом перекачки нефти и
нефтепродуктов по трубопроводам на большие расстояния заметно снизилась.
Доля водного транспорта стабилизировалась на уровне 18-19%, а
автомобильного - 2,2%. Значительными темпами растет грузооборот
трубопроводного транспорта:
1 - железнодорожный транспорт; 2 - трубопроводный, 3 - водный (речной и
морской); 4 - автомобильный (1940 г. = 1).
Каждая из подсистем в свою очередь характеризуется сложной внутренней
структурой. В состав транспорта общего пользования входят
железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и
трубопроводный (магистральный) виды транспорта. Поскольку объектом
транспортирования могут быть не только люди и предметы труда, но и
энергия (эквивалентная определенному количеству твердого топлива), то
иногда к транспорту общего пользования относят и линии электропередачи.
Промышленный транспорт обслуживает свыше 45 тыс. промышленных
предприятий и объединений, более 57 тыс. колхозов, совхозов и
межхозяйственных предприятий, свыше 31 тыс. строитель-но-монтажных
организаций. Обширное хозяйство промышленного транспорта включает в себя
32 тыс. подъездных железнодорожных путей с общей развернутой длиной 151
тыс. км, 3 тыс. хозяйств водного транспорта и более 130 тыс. хозяйств -
автомобильного. Объем перевозок всеми видами промышленного транспорта в
СССР превышает 35 млрд. т в год, из них 19 млрд. т перевозит
автомобильный транспорт, около 12 млрд. т - железнодорожный широкой и
узкой колеи. Свыше 1300 транспортных цехов и участков, осуществляющих
переработку грузов на 1700 подъездных путях, входят в систему
агропромышленного комплекса.
За годы Советской власти в городах страны по существу заново создан
высокопроизводительный и экономичный массовый пассажирский транспорт.
Рост численности населения крупных городов и пригородных зон, создание
новых жилых массивов в удалении от старых городских центров,
недостаточно высокие темпы расширения улично-дорожной сети городов
усложнили условия транспортного обслуживания населения, порождают
трудноразрешимые проблемы социально-экономического, экологического и
технического характера. Принятое ЦК КПСС постановление "О дальнейшем
улучшении работы транспорта по обслуживанию пассажиров" (август 1984 г.)
рассматривает этот участок работы как важную часть общей задачи
социального и экономического развития страны.
В городах и поселках городского типа в настоящее время проживают около
185 млн. чел. В 24 городах население превышает 1 млн. чел. В 11
крупнейших городах перевозка пассажиров осуществляется всеми видами
транспорта - метрополитеном, трамваем, троллейбусом и автобусом.
Трамвайное движение организовано в 111 городах, троллейбусное - в 176.
Только автобусами осуществляются пассажирские перевозки почти в 1900
городах и крупных поселках городского типа.
За последние 10 лет наблюдается опережающий рост объема пассажирских
перевозок по сравнению с ростом численности городского населения, что
объясняется главным образом улучшением жилищных условий и расширением
территорий городов и застройкой их периферийных районов. Общий объем
перевозок всеми видами городского пассажирского транспорта превышает 50
млрд. чел., в том числе более 33 млрд. чел. перевозят городские
автобусы. Всего автомобильным транспортом в 1985 г. в стране было
перевезено свыше 47 млрд. пассажиров. Эти перевозки осуществляются на
13,5 тыс. городских, 36 тыс. пригородных и 22 тыс. междугородных
маршрутах, охватывающих 2400 городов и поселков и более 20 тыс. сел и
деревень.
В городах Советского Союза проложены почти 10 тыс. км трамвайных и 16
тыс. км троллейбусных линий, около 450 км линий метрополитена, тысячи
городских автобусных маршрутов. К этому нужно добавить свыше 30 тыс. км
железнодорожных участков с регулярным движением пригородных поездов.
Непрерывно увеличивается численность парка подвижного состава городского
транспорта, причем значительную долю в нем занимают более
производительные, экономичные и удобные вагоны электротранспорта. И
несмотря на это, качество транспортного обслуживания населения в
пассажирских перевозках во многих городах, особенно в крупных
промышленных центрах, нуждается в улучшении.
Советские люди по праву гордятся лучшими в мире метрополитенами. В
начале 80-х годов метрополитены эксплуатировались в 67 городах 28 стран
мира.
Рост численности населения, концентрация его в крупных городах и
городских агломерациях, повышение культурного уровня и благосостояния
трудящихся вызывают значительное увеличение пассажирооборота на всех
видах транспорта. За 1960- 1985 гг. пассажирооборот во всех видах
сообщений увеличился в 4 раза. Стремительно возросли перевозки воздушным
транспортом и автобусами общего пользования. Доля железнодорожного
транспорта в пассажирообороте снизилась:
1 - автомобильный (автобусы общего пользования); 2 - железнодорожный; 3
- воздушный; 4 - водный (морской и речной); (1940 г. = 1)
Сейчас линии метрополитена обслуживают население 11 крупнейших городов
нашей страны - Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Харькова, Баку,
Ташкента, Еревана, Минска, Новосибирска и Горького. Находятся в стадии
строительства или проектирования метрополитены в Свердловске, Куйбышеве,
Днепропетровске, Риге, Ростове-на-Дону, Алма-Ате, Уфе, Перми, Омске,
Челябинске и Одессе.
Ускоренное развитие в крупных городах страны и пригородных зонах
экономичного и гигиеничного электрического рельсового транспорта имеет
большое социальное значение. Многие капиталистические страны в развитии
индивидуального автомобильного транспорта по существу зашли в тупик. В
такой стране, как США, парк легковых автомобилей превысил 160 млн.
единиц. Это не только вызывает огромные транспортные расходы, но и
сделало автодорожную сеть городов и пригородных зон практически
непроезжей из-за систематического скопления автомобилей и возникающих в
связи с этим регулярных трудностей в движении. Окружающая среда
загрязняется вредными выхлопами и отбросами автотранспорта, а
транспортная усталость становится распространенным социальным
заболеванием населения крупных городов.
Развивая и совершенствуя общественный транспорт городов, СССР показывает
другим странам мира возможности иного пути в транспортном обслуживании
городов, пути более эффективного и в экономическом, и в экологическом, и
в социальном отношениях.
Современный уровень техники дает возможность создать электромобили на
аккумуляторах и топливных элементах, расширить применение газобаллонных
автомобилей. Это снижает расход топлива и уменьшает загрязнение воздуха
выхлопными газами. По расчетам специалистов, замена автомобиля с
бензиновым двигателем электромобилем позволила бы снизить загрязнение
воздушного бассейна почти вдвое.
Научно-технический прогресс, являющийся основой развития всех отраслей
народного хозяйства, оказывает свое революционизирующее воздействие и на
транспорт. В СССР все большее внимание уделяется развитию таких видов
транспорта, как магистральный трубопроводный гидротранспорт сыпучих
грузов, специализированные непрерывные виды промышленного транспорта,
высокоскоростной наземный транспорт, транспорт на воздушной подушке.
Магистральный трубопроводный гидротранспорт сыпучих грузов перекачивает
только измельченные уголь, рудные и другие концентраты в смеси с
жидкостью. На Норильском горно-металлургическом комбинате с начала 80-х
годов действует система трубопроводного гидротранспорта рудного
концентрата, рассчитанная на поток 10 млн. т в год. Осуществляется
проект перекачки каменного угля по трубопроводу протяженностью 250 км из
Кузбасса в Новосибирск. По расчетам специалистов, экономически
целесообразна транспортировка угля по трубопроводам с Кузбасса в
европейскую часть страны при потоке более 40 млн. т в год.
Высокоскоростной наземный транспорт на магнитном подвешивании
обеспечивает передвижение со скоростью до 400 км/ч. Провозная
способность высокоскоростного наземного транспорта высока и близка к
провозной способности метрополитенов. Принято решение о строительстве
опытной линии на магнитном подвешивании на участке Ереван - Абовян.
Транспортные средства на воздушной подушке обладают уникальной
вездеходностью. Это обеспечивает их круглогодовую эксплуатацию в
условиях полного бездорожья и возможность передвижения по болотам,
порожистым рекам, в тундре и т. д. Важную роль может сыграть транспорт
на воздушной подушке при освоении северных и северо-восточных районов
нашей страны и, в частности, нефтегазоносных районов Западной Сибири.
Гидротранспорт, конвейерные, канатно-подвесные, пневмо-контейнерные
линии все более широко применяют при технологических перевозках,
которые, как правило, осуществляются на короткие расстояния.
Производительность труда на пневмоконтей-нерном транспорте, например,
выше, чем на автомобильном, почти в 20 раз. Особенно велика
эффективность использования пневмо-контейнерного транспорта в
жилищно-коммунальном хозяйстве.
Доля новых видов транспорта в перевозках промышленных районов пока
незначительна - всего 11%. Большую часть технологических перевозок
выполняет автомобильный транспорт, потребляющий большое количество
дефицитного жидкого топлива. В январе
Увеличение национального дохода обеспечивает устойчивый рост
реальных доходов на душу населения, а вместе с ними - транспортной
подвижности населения. Пас-сажирооборот всех видов транспорта возрастает
более быстрыми темпами, чем повышаются реальные доходы на душу
населения. Особенно быстро увеличивается пассажирооборот автомобильного
и воздушного транспорта (в зоне малых и дальних расстояний):
1 - пассажирооборот всех видов транспорта; 2 - реальные доходы на душу
населения; 3 - пассажирооборот железнодорожного транспорта; 4 -
численность рабочих и служащих (1940 г. = 1)
1983 г. принято постановление Совета Министров СССР "О мерах по
дальнейшему развитию и более широкому внедрению непрерывных и новых
специализированных видов транспорта", в котором четко определены функции
министерств и ведомств в разработке новых видов транспорта. В частности,
на Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой
промышленности возложено выполнение работ по строительству магистральных
систем трубопроводного гидравлического транспорта, а также функции
головного министерства по выполнению научных, конструкторских и
проектных работ, связанных с созданием магистральных трубопроводных
систем для гидротранспорта угля, рудных концентратов и сырья для
минеральных удобрений, а также поточно-конвейерных транспортных систем и
транспортных систем с линейным электроприводом и магнитной подвеской.
p.s.
При копировании материалов и фотографий активная ссылка на сайт обязательна.